Истоки философии религии в учениях мыслителей Древнего мира, Средних веков и Возрождения. Религиоведческие идеи в Древнем Мире. Современные философские знания о религии зародились более чем две с половиной тысячи лет тому назад в философских учениях Древнего мира, а именно, в античной Греции и Риме, а также в Китае. Мысли о религии, высказанные античными философами на протяжении полутысячелетия - вв. Начало античной философии относят к в. Они-то и способствуют формированию философии, которая всё больше отдаляется от религиозно-мифологических представлений, хотя следы последних сохранялись некоторое время в философских учениях.

2.2. Религия и свободомыслие в древнем мире и в эпоху средневековья

Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон.

Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх.

Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом. Таким, во всяком случае, он представляется нам по сохранившимся отрывкам его учения. Относительно Лукреция этого сказать, нельзя, хотя мы и не знаем, чем он был в действительной жизни.

Его произведение исполнено истинного вдохновения, светится человеческой любовью и пламенеет ненавистью борца. Он не просто эхо Эпикура, как его иногда представляют, не переводчик греческой прозы на размеренный латинский стих, рабски преклоняющийся перед недосягаемым образцом.

Вначале философию терпели как неизбежное зло, а впоследствии в ней стали искать опору для римской религии. Моммзен Эллинизация и наплыв инородцев, казалось, несли гибель латинскому духу. Тем не менее он выжил, найдя себе опору в римской интеллигенции. Серьезные вдумчивые люди—публицисты, историки, ораторы— уже поняли, что эллинская религия не оправдала надежд и не в силах оздоровить общество.

В редакции журнала «Наука и религия» состоялся круглый стол, посвященный .. Ещё Лукреций писал, что страх создал первых богов.

Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии. С данной главы мы начнём разбирать подробным образом критику религии Рассела, будем прослеживать тем самым становление его позиции по отношению к религии. Хочется отметить, что позицию Рассела по отношению к религии по-разному оценивают советские критики. Ермоленко отмечает и разбирает его непоследовательность и недостаточность критики религии, исходящей только из философской ориентации. Мееровский писали о полувековой продолжительности выступлений Рассела против религиозного вероучения.

В предисловии к английскому сборнику его составитель профессор Эдвардс характеризует публикуемые в книге произведения Рассела как выразительное отображение позиций современного свободомыслия в духе традиций Юма и Вольтера. Эта оценка в целом правильно отражает место и роль Рассела в истории западноевропейского свободомыслия и атеизма, раскрывает преемственную связь между английским атеистом и его идейными предшественниками.

Убежденный атеизм и истовая вера снизили страх смерти

Биографические сведения Биографические сведения о Лукреция почти не сохранились сообщение Иеронима и Светония относятся к ст. Вполне вероятно, Лукреций получил философское образование в популярной в то время неаполитанской эпикурейской школе, которую возглавлял Филодем. Сохранилась одна философская поэма Лукреция, не опубликована при его жизни и, очевидно, не закончена. По свидетельству Светония ее отредактировал и опубликовал Цицерон вероятно, не Марк Туллий Цицерон , а его брат Квинт.

Позже она получила название"О природе вещей" лат. Это произведение Лукреция - единственная полностью сохранившаяся достопримечательность материалистической мысли античности , в ней систематически и аргументированно изложено античный материализм и особенно полно выше его достижения - атомистическое учение Эпикура.

Такой приговор произнес уже античный критик религии Лукреций“, и в впоследствии неоднократно цитировали: «Страх создал впервые богов на.

Эстетическая сущность мифологии и художественного стиля Лукреция 1. Натурфилософская мифология и ее трагический характер в связи с теологией Казалось бы, на этом можно было бы и завершить изложение эстетики Лукреция. Но такое завершение свидетельствовало бы об одном порочном подходе к Лукрецию, свойственном очень многим его излагателям. А именно — многие думают, что теоретическая философия Лукреция — это одно, а его поэзия — это совсем другое, не имеющее никакого отношения к его философии.

По поводу многих, и часто очень глубоких, чрезвычайно ответственных образов у Лукреция, иной раз пренебрежительно говорят: Вот с этим-то весьма порочным подходом к Лукрецию и приходится очень упорно и настойчиво бороться, хотя, правда, подлинная оценка мифологии Лукреция — дело очень трудное и не сразу поддается точной формулировке. Поэтому также и то, на чем мы закончили выше, а именно на теории творящей природы, остановиться никак нельзя.

. - Философия как предмет науки

Свободомыслие в середине века Атеизм в Древнем Риме В римском обществе эпикуреизм имел значительное число сторонников. Школа эта просуществовала там около шести веков - со в. Если из огромного научного наследия Демокрита, Эпикура и других атеистов Древней Греции до нас дошли лишь небольшие и немногочисленные фрагменты, то Рим оставил нам единственное целиком дошедшее до нас крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности — Тита Лукреция Кара 1в.

Но главный объект ее критики - религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и разумном, естественном их объяснении. Как сотворение мира богом, так и внесение в мир движения извне решительно отвергаются.

Ссылки на учения Эпикура и Лукреция обнаруживаются в работах . Как известно, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии. . Философ разоблачает страх перед возможностью бесконечного.

Скачать Скачано 11 И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом. Таким, во всяком случае, он представляется нам по сохранившимся отрывкам его учения. Относительно Лукреция этого сказать, нельзя, хотя мы и не знаем, чем он был в действительной жизни. Его произведение исполнено истинного вдохновения, светится человеческой любовью и пламенеет ненавистью борца.

Он не просто эхо Эпикура, как его иногда представляют, не переводчик греческой прозы на размеренный латинский стих, рабски преклоняющийся перед недосягаемым образцом. Его поэма блещет собственными глубокими мыслями, полна гениальных прозрений, основанных на значительной научной работе, на наблюдениях и исследованиях. Эпикур только главный его учитель и вдохновитель.

Но он своеобразен и глубокомыслен, он поражает нас порою богатствами своего ума. Относительно узкая тема нашей работы не позволяет хотя бы бегло остановиться на большей части его взглядов.

Философия Лукреция Кара

Эпикурейство стало для Лукреция основным философско-этическим и мировоззренческим учением, на которое он опирался в своем творчестве, пытаясь продолжить его развитие. Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью , возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об обществе. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом.

Устраняется и страх смерти: Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами:

Особенности трактовки философии религии как области знания в Эпикур, Лукреций и другие к источникам религии относили страх человека перед .. причины возникновения религии, подчеркивает, что религию создал страх.

Главная Философ Тит Лукреций Кар Тит Лукреций Кар — третий после Демокрита и Эпикура великий представитель античного, древнегреческоримского атомизма, атомистического материализма — вершины античной философии. Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или вначале в. , , . Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 - 51 гг. Однако согласно биографу Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г.

Иероним говорит о Лукреции как авторе нескольких книг. Он связывает Лукреция с Цицероном и утверждает, что Цицерон исправлял книги Лукреция, что маловероятно, так как если говорить о форме, то Цицерон писал латинской прозой, а Лукреций - латинскими стихами, а если говорить о содержании, то мировоззрение Лукреция в корне отличается от мировоззрения Цицерона, так что Цицерону исправлять там было нечего, он мог только все там перечеркнуть.

Но верно, что Цицерон читал это великое произведение. Сам Цицерон пишет об этом в письме к своему брату Квинту. Иероним пустил о Лукреции сплетню, аналогичную сплетне другого христианского теолога Тертуллиана о другом великом материалисте древности. Тертуллиан утверждал, что Демокрит ослепил себя, так как не мог видеть женщин без вожделения, а это мешало его научным занятиям. Иероним же утверждает, что Лукреций сошел с ума от любовного зелья.

В самом деле, в Риме тогда были распространены любовные приворотные средства, которые бывали опасными ядами, способными если не убить человека, то повредить его рассудок.

Страх